Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.

 Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна давно. Развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

            Мы рекомендуем следующие игры и упражнения:

·        Предложите ребенку превратиться в Золушку и разложить в две разные миски фасоль и горох, которые Вы перемешали в одной чашке.

·        Проведите игру - соревнование между папой и ребенком, кто быстрее разложит по контейнерам болты и гайки.

·        Покажите, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек.

·        Выкладываете с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

·        Лепите с ребенком из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

·        Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

·        Очень хороши книжки - раскраски (для большей эффективности пусть ребенок разукрашивает цветными карандашами).

·        Пальчиковый массаж

·        Игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика.

 

Дождик

Вышел дождик на прогулку.      Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку,                 На каждую строчку загибаем на обеих

Барабанит по окошку,                  руках пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал.           Встряхиваем ладонями, как будто

                                                       отряхиваем их от воды.

Дождик кончился. Устал.            Кладем ладони на стол.

Советы логопеда

Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.

Поэтому Вам, уважаемые родители,
необходимо придерживаться ряда правил!:

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

    • Посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

    • В собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.)

    • Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.)

    • Привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например: положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.)

  3. Обращать внимание ребенка , на процесс приготовления пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусное, сладкое, горькое, горячее, холодное).

  4. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставлять ребенка жевать сухари, овощи, фрукты, хлеб с корочкой.

    • Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной в другую.

    • Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать со своими непослушными пальчиками: пусть сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки.

    • По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет понятнее не только маме.

    • Ребенку очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

    • Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольце ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для рук.

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее благоприятный период для развития речи – от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей. Которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений, в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормозить» нежелательные.

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем правильно. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед готовит ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию по проблемам речевого развития вашего ребенка. При этом родители – полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без ВАШЕЙ помощи результаты коррекционной работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.

Есть несколько причин, почему важно знать,
правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте:

  • Речь – это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причин их появления. Это не значит, что Ваш ребенок «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

  • Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. ВЫ, РОДИТЕЛИ, несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту,- помощь, оказанная своевременно, сэкономит Ваши нервы и, может быть, сделает Вашего ребенка более успешным и счастливым.

  • Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма в школе. В результате Ваш ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить.

  • Если Вы обнаружили у своего ребенка недостатки развития речи, даже, с Вашей точки зрения, незначительные, не бойтесь обратиться к специалисту.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагоприятного развития речи у ребенка:

  • Ребенок развивается с задержкой.

  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.

  • У ребенка есть неврологические заболевания.

  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

  • Ребенок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.

  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.

  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили один или несколько признаков неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь специалистов.